Большой статьяTrophy Trucks - Самые быстрые машины на бездорожье
Очень часто, увидев трофи трак, люди говорят — «багги». И хотя в основу конструкции и багги и трофи трака входит пространственная рама, они относятся к разным категориям и имеют слабо пересекающуюся историю.
История возникновения трофи траков, как гоночного класса, началась в конце 70-х. В США в это время стали формироваться определенные гоночные серии и направления, такие как SCORE International, BITD, CORR, MAORA, MTEG, SODA. Во всех этих дисциплинах выделялся один тип машин — это полноразмерные пикапы с многолитровыми атмосферными V8. Требования в этих сериях к пикапам были схожие и одновременно простые — имея пикап с минимальным уровенем безопасности, в виде простого каркаса (а иногда и просто дуги за кабиной) любой мог попробовать себя в гонках. Из-за большой любви американцев к пикапам этот класс был самым многочисленным. Постепенно стали вырисовываться характерные черты, позволяющие на одной и той же машине успешно участвовать сразу в нескольких сериях — большая база и ширина, огромные хода подвесок, гигантский крутящий момент, задний привод (как правило). В это же время, оффроудом стали интересоваться автопроизводители. Их интерес был понятен — эти гонки пользуются в США огромной популярностью. Вслед, за автопроизводителями, пришли большие бюджеты, а с ними профессиональные инженеры, конструкторы, проектировщики, механики. В результате появились трофи траки — это большие тяжелые машины имеющие внешний вид пикапа (опять таки — как правило, ибо регламент очень либерален и можно увидеть траки с кузовом напоминающем, например, Шевроле Комаро или Toyota FJ Cruiser), но не имеющие с ним ничего общего.
Они такие разные:
Бывают даже 3-х местными:
Под углепластиковым обвесом скрывается мощная пространственная рама сложной конструкции, сваренная из хроммолибденновых труб разного профиля и сечения. Эта клетка практически не подвержена деформации и без последствий выдерживает колоссальные нагрузки — известны случаи падения на крышу с 20 метровой высоты, при этом экипаж оставался в живых и машина продолжала гонку. Уже давно рамы для трофи траков проектируются и рассчитываются с помощью компьютеров. Нарезаются с помощью станков с ЧПУ. Но финальная стадия — сварка — это кропотливый ручной труд высококлассных сварщиков.
От идеи:
До модели:
Мастерская Робби Гордона:
Робби Гордон собственной персоной контролирует процесс сборки:
Подвеска подстать раме — это мощнейшие рычаги передней независимой и зависимой задней подвесок. В передних подвесках используется схема из двух A-образных рычагов на колесо. Иногда используется X-образная схема (так называемый cross over), обладающая весьма занятной кинематикой. Задняя подвеска представляет собой 3 или 4 продольных рычага и неразрезной мост (иногда используют заднюю независимую подвеску, но это исключение из правил). Издалека, на всех машинах, подвески выглядят одинаковыми, но вблизи становится понятно — каждый идет своим путем: у кого-то рычаги литые, у кого-то кованные, у всех разные углы крепления стоек, формы рычагов, разная кинематика и т. д. и т.п. В сочленениях подвески нет места сайлент-блокам — везде используются СШ (сферические шарниры), т.е. все прикручено металл-к-металлу. В мире трофи траков есть всего два ведущих производителя стоек, амортизаторов и гидроотбойников — это King и Fox, остальные производители не могут предложить достойной альтернативы.
Передняя подвеска:
Cross over:
Задняя подвеска:
King рулит:
Точки крепления усиленны по максимуму, железа не жалеют:
Задние мосты, как правило, изготавливаются на заказ на узкоспециализированных предприятиях (зачастую это очень небольшие семейные мастерские). В этом случае, задний мост — это самая прочная (и самая тяжелая — вес может легко доходить до 300 кг.) деталь в автомобиле. Его прочность превышает прочность коробки, подвески, кардана вместе взятых. Фактически, корпус его редуктора представляет собой несколько кусков высокопрочной стали сваренных между собой. При этом сварные швы только усиливают конструкцию — их прочность и качество очень высоки. Иногда, корпус редуктора — это просто монолитный кусок железа с выточенными и просверленными полостями и отверстиями. Частные команды, не обладающие большими бюджетами, используют усиленные стандартные мосты с больших пикапов (обычно это Dana-44).
Hand made:
Монолит:
Усиленный стандарт:
Двигатель — это, как правило, V8 с спортивным блоком управления, который позволят гибко настраивать двигатель и коробку под конкретные условия. Впрочем, применение старых-добрых карбюраторв — тоже норма.
Типичные V8:
Настройка:
В большинстве случаев используют коробоки-автоматы. В салоне ничего лишнего.
Это вовсе не MP3 магнитола, а радиостанция совмещенная с внутренним переговорным устройством между штурманом и водителем:
Система охлаждения — как минимум 4 радиатора: два спереди и два сзади. Плюс, небольшие радиаторы для масла коробки и моста, которые совместно с масляными насосами позволят одним нажатием кнопки поменять закипающие от нагрузок масло на свежее.
Радиаторов много не бывает:
Передние и задние свесы очень большие — они помогают не сделать «уши» при неудачных прыжках.
В сезоне бывает несколько ночных гонок, поэтому трофи траки оснащаются мощными съёмными «люстрами».
Трофи трак — это одни из самых быстрых автомобилей для бездорожья: хода подвесок достигают метра, мощность двигателя — далеко за 700 л.с., маскимальная скорость — свыше 200 км/ч. С места трофи трак может совершать прыжок длинной несколько метров. На скорости в 100 км/ч преодолевать метровые ямы и ухабы, пролетая при этом расстояния длинной с 9-ти этажный дом.
Во время гонки, почти 20% времени машина находится в полете:
Управляемость на асфальте — никакая:
Ссылка на статью